Что такое Ицюань

Боевые искусства прочно заняли свою нишу в современном мире. Более того, количество школ и направлений растет, чуть ли не в геометрической прогрессии. Складывается впечатление, что скоро каждый японец будет иметь по своей Всемирной организации. Не отстают от них и предприимчивые американцы, которые по числу Гранд-мастеров 10-го дана уже давно впереди планеты всей. Да и славяне оказались не промах. Посмотрев на это безобразие «вспомнили» свои, исконно русские стили. Как не заблудиться во всем многообразии этих направлений? Как выбрать тот стиль, который вам больше подходит? Какую пользу современному человеку могут принести единоборства? Поделюсь своим опытом, почему имея 25-летний стаж в самых разных видах боевых искусств, я в итоге обратил свое внимание на китайский внутренний стиль ушу Ицюань.
Стиль радикально отличается от спортивного ушу со ставкой на акробатику, зрелищность и борьбу за медали. Он также отличается и от классических внутренних стилей: тайцзи, багуа и син-и отсутствием формальных комплексов в программе обучения и зачастую туманной устаревшей «философией».
Показательно и то, что в этой школе решительно отбросили спекуляцию на таинственных космических силах, и сосредоточились на простой работе, не связанной с магическими жестами и астральными ударами.
А в результате на выходе получили действительно удивительные результаты, как с точки зрения оздоровительной (как метод оздоровления, И-цюань уже не один десяток лет внедрен в китайские клиники и дает положительные результаты), так и эффективной боевой системы. Интересно, что еще не так давно некоторые мастера рекомендовали начинать заниматься И-цюань после 40 лет.
Данное искусство довольно сложно описывать, поскольку в нем нет строгих внешних форм. Точно также как пытаться описывать чань (дзэн). Тем не менее, есть тщательно проработанная и проверенная методика.
Что же касается боевого аспекта Ицюань, то эта школа сориентирована исключительно на прикладном применении. Минимум эффектов, максимум эффективности.
Тренировки проходят, как правило, в природных естественных условиях (в городах это, к примеру, парки). Поэтапно, изучив базовые формы на месте и в движении, сравнительно безопасную парную отработку в туйшоу (упражнения «толкающие руки»), ученики переходят к учебно-тренировочным спаррингам с легким контактом, сначала в перчатках, а затем и вовсе без всяких протекторов.
Внешняя мягкость скрывает огромную взрывную силу. Многие мастера этого стиля в возрасте более 70 лет побеждают в поединках 30 летних бойцов.
Основатель Тайки –кен (японской версии Ицюань) Саваи Кэнъити будучи в молодом возрасте уступил в спарринге основателю школы Ван Сяньчжаю, которому было за 70. Причем победа была настолько убедительной, что искушенный в боевых искусствах японец, попросился в ученики к мастеру и после долгих уговоров был принят.
Позже, уже в Японии, Саваи делился полученным опытом с основателем Кекусинкай каратэ Масутацу Оямой. А начиная с 60-х годов, брал себе в ученики только тех, кто уже имел 3-4 дан в Кекусинкай.
Саваи объяснял: «Надо иметь гибкое мощное тело и надо владеть ки. Без работы с энергией ки вы в 40 лет перестанете прогрессировать как бойцы, в 50 начнете проигрывать в поединках всем, кто моложе вас, а с 60 лет станете просто дряхлеть и превращаться в развалин».
Интересно, что и оздоровительная, и боевая практика в своем основании имеют один и тот же фундамент: работа с энергетикой (ци,ки).
Однако, мастера Ицюань вообще уходят от «энергетической терминологии» и вводят для описания упражнений язык более понятный западному человеку. Особенность школы в умении просто объяснять сложные вещи, в избавлении от устаревших понятий и методик, в использовании современных научных знаний. В И-цюань учатся использовать силу мысли и добиваются высокой степени осознания. В результате очень точной работы развиваются естественные возможности человека.
На первом этапе в базовых упражнениях при работе со своим телом используется мысль и воображение, и не используется сила. На этом уровне учатся осознанно управлять телом, развивать мышцы ума или воли-намерения.
Наше сознание не что иное, как еще одна «мышца». С помощью физических упражнений вы делаете свое тело сильным и гибким. Теперь вы должны сделать то же самое со своим умом.
Эта точка зрения является уникальной особенностью «внутренних школ». «Внешние школы» относятся к ментальной активности, как к чему-то, не имеющему отношения к физической активности. И-цюань рассматривает их, как одно целое.
Принимая эту точку зрения и учась подчинять свое сознание такой же жесткой дисциплине, какой подчиняете тело, вы делаете самый главный шаг к объединению ума и тела.
Несмотря на постоянные рекомендации о воображаемом приятном расслаблении, поначалу выдерживать базовые статические позиции достаточно сложно. Западный менталитет вообще весьма подвижен, и существует проблема с остановкой движения, его замедлением и вхождением в покой. А для настоящего самосовершенствования как раз важнее не то, что ты делаешь, а то, что ты не делаешь.
На втором этапе уже требуется сила, но «укрощенная и прирученная» умом. И приходит сила туда, куда приходит мысль. А что может быть быстрее мысли? Поэтому реагирование происходит мгновенно. А объединенная сила всего тела делает ее подобной взрыву.
Для этого созданы специальные упражнения для выброса силы сначала в определенных направлениях, а затем в любом.
А третий этап вообще гениально прост и парадоксален. Кулак-не кулак, а идея-не идея. Все происходит само собой. Нет мысли, нет подготовки. Разум, не сознающий себя – это разум, не испытывающий никакого беспокойства. Это первозданный разум. Он всегда текуч. Он заполняет все тело. В этом состоянии и достигается истинная цельность.
Самое интересное в том, что нам не надо достигать какого-то высшего мастерства. Все это в нас уже есть и всегда было.
Вызов цивилизации состоит в том, что, подарив нам внешний комфорт, она спрятала в глубинах нашего ума и тела те возможности, которые помогали нам выживать и развиваться не одну тысячу лет.
А главное, необходимо осознать себя Человеком. Если людоед начал есть вилкой – это цивилизация?