Skip to Content

Могун

rosi аватар
Пользователь не в сети. Последний раз его видели 9 лет 20 недель назад. Не в сети
Зарегистрирован: 12/09/2009

Ицюань (по начальной методике подготовки) очень сильно похож на «идеомоторную тренировку». И там и там используется прочувствование своего тела , ощущения двигательных усилий и их направление. Но «И.Т.» продукт нашей современности, с её вечной торопливостью и желанием получить всё и сразу, тогда как Ицюань медленный копатель в одном направлении и как можно глубже. Но на востоке, и в частности в Китае существует свой вид идеомоторной тренировки- могун.
Могун - «мысленная тренировка»
Ушу и цигун тесно связаны между собой. Могун - «мысленная тренировка», метод разучивания движений ушу, близкий приемам, применяемым при занятиях цигун. Сунь Цзяньго, не столь давно опубликовавший описание данной методики, дает ей следующее определение: эффективный метод тренировки, в котором отсутствуют «внешние» движения. Как показала практика, он применим во всех системах ушу и даже в других видах спорта.

Могун выполняется в состоянии «покоя». В этом же состоянии выполняются упражнения многих видов цигун. «Снаружи - покой, внутри - движение». Таким образом усиливается координация между дыханием и психическими процессами, благодаря чему прочищаются каналы, нормализуется состояние внутренних органов, обеспечивается свободная циркуляция ци и крови.

Выполняя могун, необходимо, «успокоив мысли, погрузиться в мечты», то есть вызывать в памяти выученные движения. При этом необходимо добиваться, чтобы представляемые движения были точны, изящны, имели четкий ритм. В результате улучшается идеомоторная («балетная») память, закрепляются движения, заученные во время физической тренировки, устраняются ошибки.

Дыхание должно быть ровным, спокойным. Фактически в могун соблюдаются такие основополагающие принципы цигун, как «регулирование тела» и «регулирование дыхания». Если говорить о сосредоточении, то здесь, как и в цигун, требуется «сосредоточиваться на одном». «Одно» понимается как «один комплекс движений». В процессе же конкретного сосредоточения отдельные движения рассматриваются как «одно» какой-то части сосредоточения. Эти два «одно» необходимо  соединить. Выполнять могун можно в положении стоя, сидя, лежа и при ходьбе, но непременно в состоянии мышечной и психической релаксации. Необязательно выполнять требования «регулирования тела» и «регулирования дыхания», но к требованиям к технике сосредоточения надо относиться очень серьезно: устранить посторонние мысли, беспорядочные ощущения; внимание направить на мысленное «выполнение» движения.

Может показаться, что все это не имеет отношения к ушу, в котором движения требуют большого напряжения. Но на самом деле происходит весьма активная тренировка. Поначалу образы, возникающие в мозгу, не слишком отчетливы, однако по мере усиления сосредоточения они становятся все ярче. Постепенно тренирующийся полностью сливается с «движениями», погружается в «идею ушу». При изучении движений обычным способом идеомоторный стереотип имеет чувственную основу. При тренировке в «покое» вследствие дальнейшей обработки, анализа, «воспоминания» - процессов, протекающих в мозгу, - движения проявляются в другой форме. Многократное повторение «динамической» и «статической» тренировок приводит к усилению стимуляции двигательных центров головного мозга.

Могун - неотъемлемая часть тренировочного процесса в ушу, позволяющая укрепить память, сократить время освоения движений, развить возможности интеллекта, поднять уровень спортивного мастерства.
Вот и получается , что умный дядька Ван Сянжай , соединил оздоровительный цигун и могун в одно целое, только детально доработав и внеся некоторые изменения на основе личного опыта и опыта тех с кем ему пришлось (посчастливилось) встретиться на своём жизненном пути.
 

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".
Зарегистрирован: 08/04/2009

Полезная заметка.
Я бы писал Мо-Гун. Хотя на "Могун" могут откликнуться много тех, кто не может. Это же золотая жила )))

rosi аватар
Пользователь не в сети. Последний раз его видели 9 лет 20 недель назад. Не в сети
Зарегистрирован: 12/09/2009

На счёт правописания спорить не буду, но так именно было написано в журнале" цигун и спорт", по моему за 1990г.Сарказм дело хорошее, но не всегда.
   Удачи, Анатолий!

Зарегистрирован: 08/04/2009

Не обижайтесь, rosi. Ну не все знают чтот такое "Мо" и что такое "Гун". Я иногда смотрю на серьезное с юмором. Это бывает полезно. А Ваши заметки на сайте ценю.
Как правильно писать я точно не скажу. Иногда два иероглифа по русски пишут слитно, иногда разделяют.
А тема на самом деле интересная, поскольку "работа с малым" - один из самых важных ключей к Ицюань. Без понимания того, к каким последствиям могут приводить небольшие изменения, невозможно достичь прогресса во "внутренних школах". Это похоже на "эффект бабочки", если перевести на популярный язык.
Если посмотреть на современную науку, то можно обратить внимание на тенденцию к "утоньшению". Я бы сравнил Ицюань с нанотехнологиями.
Если посмотреть с философской стороны, то эта работа близка к принципам "недеяния".
А вот в медицине я бы обратил внимание на гомеопатию. Ее суть в излечения подобного подобным. То есть, у нас, допустим, есть мышечные зажимы, а мы их "лечим" статикой, в которой среднестатистический человек и без этого зажат. Кроме того гомеопатические препараты не содержат значимых количеств какого-либо действующего вещества. И мы в столбах действуем малым. Возникающая при такой работе над собой боль, сигнализирует о выводе "проблемы" с более глубоких, жизненно важных уровней организма, к менее важным, поверхностным уровням. При этом психический уровень считается одним из самых глубоких.
Ну а в боевом ремесле умение побеждать малым всегда считалось мастерским уровнем.
Спасибо за тему

admin аватар
Пользователь не в сети. Последний раз его видели 2 года 6 недель назад. Не в сети
Зарегистрирован: 23/03/2009

Очень интересно. Материал добавлен в "Статьи" и на главную.