Skip to Content

Семь проявлений силы. Часть 3

Шестое проявление СИЛЫ было связано с обучением азам Ицюань. На первой тренировке с утра на стадионе было 8 человек. Не смогли подойти несколько человек из-за экзаменов по карате, проводившихся в другом районе Питера. Так как все участники совсем не имели опыта по внутренним школам Ушу, то моей задачей было высветить особенности и достоинства системы, поделиться тем опытом, который я наработал за последние годы.

Вторая тренировка проходила уже в спортзале с 13 до 15 часов. На этом занятии было 4 человека, но уже более подготовленных. Здесь мы тоже сделали обзор программы школы, но более углублённо проработали столбы.

Здесь мне хотелось бы опустить детальное описание занятий, чтобы коснуться принципов системы обучения, на которые я в настоящий момент стараюсь полагаться. Понятно, что подготовка к проведению семинаров и сам семинар лично для меня даёт серьёзный импульс СИЛЫ для структурирования собственных знаний. Что же дают семинары остальным? Может быть это выглядит профанацией традиционного подхода к изучению внутренних стилей Ушу? Давайте попробуем разобраться.

Ко мне пришло письмо следующего содержания:

"1. Суть «внутренних» школ состоит в тренировке «вибраций» сознательности
или, можно еще сказать, осознанности. Получать высокие вибрации и
переводить их в нервы, а через них – в тело. Но когда нет «эластичности»
нервов, а «эластичность» повышается от правильных тренировок, можно
навредить и здоровью и психике.
Поэтому и существует абсолютно справедливое мнение, что надо стоять в
«столбе» три года. Причем делать это без ежедневного контроля опытного
учителя, опираясь на невнятные статьи и видеоролики, или одноразовые
объяснения учителя, в лучшем случае - бесполезно, а в худшем - вредно и
даже опасно для здоровья.

2. Форсированное изучение всей программы обучения во «внутренних» стилях не
приводит ни к какому результату. Впрочем, результат какой-то есть,
безусловно, улучшается владение своим телом, приобретаются какие-то
навыки и пр., но они довольно плачевны. И силу и здоровье проще и
надежнее приобрести традиционными методами: работа с отягощениями, бег и
аэробные упражнения, спортивные игры и прочее, что предлагает
фитнес-система. А боевые качества уже через полгода занятий, начиная с
нуля, приобретаются в классических боевых искусствах.
Сделайте эксперимент. Возьмите двух «нулевиков», одного отдайте в бокс,
а с другим займитесь чем-либо «внутренним»: тайзци или ицюань или еще
что-нибудь. И посмотрите на них через полгода. И почувствуйте разницу.
Один становится бойцом, а другой все еще в стадии «гламурности», зато с
тонкими «чуйствами» .

3. «Внутренние» школы обучают сознательному переживанию жизненной энергии и
созидательных вибраций на каждом этапе развития с проведением их в нервы
и тело. И для выработки этого нужна и физическая и психическая
тренировка. Необходимо постепенно и осторожно разбудить нервные центры и
научиться их контролировать.
Это труд всей жизни, а не двух-трех семинарских занятий.

Отцы-основатели переворачиваются в своих гробах, глядя с небес на
«порнографию», выдаваемую за боевые искусства".

Этот текст предполагался к размещению на блоге в то время, когда я проводил семинар в Питере и готовился к экспедиции в Гималаи на проект "Кшатра-9". Думаю уместно будет обсудить подробнее, когда у меня выдалась свободная минутка по дороге в Индию. Для удобства я его разбил на три смысловых части. Итак.

1. Суть «внутренних» школ можно сформулировать и таким образом, как написал автор. Можно сказать что одна из основных задач и особенностей "внутренних" школ состоит в развитии осознания. Но, стоит отметить, что у каждого отдельно взятого человека суть будет носить субъективный характер, в зависимости от уровня развития. То есть наша мысль, оформленная в слова, это лишь отражения одной из граней истины. Главное находится за пределами слов.

Далее утеряна логическая связь. Откуда из рассуждений о сути следует вывод, что стоять надо именно три года, а не два с половиной или четыре? В целом, трудно не согласиться, что надо прорабатывать столб достаточно длительное время. Всё так. Но почему именно три года? Как именно этот срок можно обосновать? Ведь Ицюань это школа, опирающаяся на науку. Есть эмпирический опыт мастеров, участвовавших в создании стиля. Но личный опыт - вещь достаточно субъективная. Кроме того, на мой взгляд, нельзя не учитывать такую категорию, как ВРЕМЯ. Посмотрите, как сейчас оно уплотняется. Достаточно просто и наглядно эту ситуацию описывает профессор Капица. Если представить эволюцию в виде вертикальной оси, а время в виде горизонтальной оси, то результирующая линия примет вид не прямой, и даже не параболы, а гиперболы. То есть эта линия начинает стремиться к бесконечности. Похоже, что такое ускорение влияет практически на все сферы нашей жизни. Я не склонен делать какой-то определённый вывод, но согласитесь, здесь есть над чем подумать в плане буквального понимания сроков.

Потом, как быть с тем, что у всех разные стартовые позиции, разные способности и разное качество практики? Разве эти вводные не влияют на пресловутые три года. Один будет практиковать от сих до сих, а другой жить этой практикой. И что, для них одинаковый срок три года, как прокурор присудил?

Теперь дальше. Требуется ежедневный контроль опытного учителя. Как с этим поспоришь? Идеальная ситуация. Вопрос. Как часто в жизни вы стакиваетесь с идеальными ситуациями? На мой взгляд, идеальная ситуация, как идеальный вакуум. В этом есть, что-то мёртвое. Даже создание нашего мира многие учёные сейчас связывают с нарушением идеального соотношения частиц и античастиц.

Объясню проще, на собственном примере. Ну не живёт у меня в Мурманске в соседнем доме опытный мастер по Ицюань. А мне очень интересна эта школа. Кто виноват и что делать? Сначала с собирал и проанализировал всю доступную информацию по этому стилю. В том числе "невнятные статьи и видеоролики". Начал пробовать заниматься сам. Да, есть возможность ошибиться, но я считаю, что каждый имеет право на свои грабли. Другое дело, что этот первый этап не должен стать затянувшейся прелюдией. Через круг своих знакомых я вышел на опытных учителей в Китае и поехал в Поднебесную поучиться. И там уже познакомился с Ицюань из первых рук. Но вот незадача. Не получилось у меня тогда остаться там на три года. И не просто остаться, а чтобы личный лаоши всенепременно каждый божий день меня дрессировал. И что же теперь, всё бросить? Нет, просто дальше продолжил самостоятельную практику, не гнушаясь презренного видеоматериала, отснятого в Китае и своих конспектов. Затем регулярно встречался с китайскими мастерами и в конце концов стал учеником Яо Ченжуна. И что, для меня , это стало "в лучшем случае бесполезно, а в худшем вредно и опасно для здоровья" как пишет автор? Что мешает другим поступать также? Или в чём вред если я поделюсь своим опытом с другими. Мне могут возразить, что во "внутренних" школах обучение такого рода может привести к чему-то очень страшному. Но, во-первых, слово внутренние совершенно верно поставлено в кавычки. Деление стилей - вещь достаточно условная. Нет чисто внешних или чисто внутренних стилей. Практически в любом виде нашей деятельности можно найти внутреннее наполнение. И соответственно также часто можно встретить обучение этому внутреннему наполнению. А это значит, что мы практически каждый день вмешиваемся в какие-то тонкие внутренние процессы друг друга. Не надо, на мой взгляд, раздувать "особую волшебность внутренних стилей Ушу". Безусловно, есть своя специфика, присущая только этому культурному наследию. И её надо учитывать. Достаточно много тонких моментов, требующих индивидуального подхода. И действовать в обучении надо осторожно, не забывая принципа "не навреди". И необходимо помнить в первую очередь три вещи: кого учить, как учить и для чего учить. Но не надо впадать в крайности в своём идеализме. Ближе к реальной жизни.

Поэтому я двумя руками за то, чтобы за каждым учеником индивидуально был закреплён опытный ежедневный учитель сроком на три года.

2. Как понять выражение "плачевные результаты" при "улучшении владением своим телом и приобретении каких-то навыков". Конечно это несравненно мало с умением левитировать или материализовывать слонов. Но, каждому своё. Для кого-то и это ценнейшее приобретение. А настоящих мастеров своего дела везде мало. И не надо просто создавать не нужных иллюзий у всех подряд.

Далее, чтобы рассуждать о фитнес-системах, хорошо бы пройти обучение и иметь достаточно большой опыт в этой сфере. Об этой сфере я имею представление, так как неоднократно проходил серьёзное обучение и имею практический опыт. Поэтому представляю детально плюсы и минусы разных методов оздоровления. К тому же у меня есть практические результаты работы с конкретными людьми, а не штампованные фразы и физкультурные лозунги. И опять же - каждому своё!

Потуги сравнения "бокса и чем-либо "внутренним" типа Тайцзи или Ицюань с "гляденинием" через полгода вообще не корректно. Столь задевающий "чуйства" автора письма гламур, можно сделать и из бокса. Да и вообще из чего угодно, ибо виноват не новомодный термин, а тараканы, марширующие у головах. Тогда уже не на бокс надо, а на панкратион или микстфайт. А ещё лучше приобрести крупнокалиберный пулемёт и пройти обучение по взрывному делу. И давайте сравнивать снайпера и боксёра.

Важны три вещи: кого учить, как учить и для чего учить.

И ещё вопрос: всех ли надо делать бойцами? Только представьте, выходите вы на улицу, а там ходят взад-вперёд суровые бойцы, сделанные за полгода. Эдакие "бойцовые фастфуды". Надо ли мне говорить, что настоящее Ушу - это проявление целого пласта культуры, развивающего на протяжении всей жизни?

3. Сказано правильно. Одно "но". Вот это самое: "сознательное переживание созидательных энергий..." и далее по тексту, это какой негодяй обучает такой красоте за два-три семинара. Этому давно уже надо обучать за один семинар и никак не больше! Цель моих семинаров пишется в положениях. И эти цели носят ознакомительный характер, либо это промежуточный этап обучения. И если уж зашла об этом речь, то я рекомендую прохождение школы (по сроку от недели) с интенсивными тренировками и проживанием в изолированном от цивилизации месте.

Про "ворочание в гробах отцов-основателей" автору письма виднее. Ибо это надо либо лезть в эти самые могилы и отслеживать шевеление, либо быть с "отцами" на короткой ноге.
Всё сказанное мною, носит моё понимание, озвученных автором вопросов, на данном этапе обучения у лаоши Яо Ченжуна, имеющего самое прямое отношение к передаче традиции Ицюань.

Седьмое проявление СИЛЫ связано с послевкусием выезда в Питер. Остался вполне осязаемый опыт и что-то неуловимое, несущее тебя по жизни. Я обратил внимание на события, разворачивающиеся после семинара в Пензе. Это была "зелёная полоса". И в этом случае произошло также. Очень важно обращать внимание на то, что происходит после... А после была Кшатра!