Skip to Content

О фехтовании без фехтования.

 

 О фехтовании без фехтования.

 

Не ждите, что вы что-то поймете из этих описаний, ведь логический ум призван всё структурировать и систематизировать, в то время как истинное понимание лежит в выходе за пределы привычного Ума – в доступе к интуитивным, спонтанным процессам, которые призваны раскрывать внутреннюю мудрость, уже изначально находящуюся в каждом из нас, и именно ей и адресуется многое из того, что вы здесь прочтёте. 

Итак, всего, в школе выделяется три этапа обучения:
- Фехтование ножом
- Фехтование без ножа
- Фехтование без фехтования.

Первый раздел по сути представляет из себя базовую технику работы клинком (включая хват, виды усилий, траектории ударов, перемещения, а так же 64 базовые связки, которые и соединяют в теле занимающегося все возможные способы реагирования на оппонента).

Фехтование без ножа же является разделом техник упреждения пустыми руками, так как зачастую, на критической дистанции извлечь и применить клинок будет просто банально дольше по времени, чем воспользоваться связками начала боя. Так, например, можно хлестануть расслабленными пальцами по глазам, и, пока противник занят собой, сильно ударить в горло, колено, или пах, что уже может положить конец конфликту. В случае же чего можно добить противника, либо извлечь нож с разрывом дистанции и перейти, по сути, к фехтованию клинком. 
К данному же этапу можно отнести и всю психологическую подготовку Школы – целостную систему структурирования жизни, включающую в себя постановку Цели, формирование “круга жизненных интересов”, конфликтологию и многое другое, к “фехтованию без ножа” можно отнести философию изменений (см. “Книгу Перемен” Ицзин.), на которую опираются сами принципы организации жизни. Примером же практического отражения данной философии применительно к ножевому бою является тренировочный спарринг, где боец учится гибко реагировать на происходящее с ним, находя своевременные адекватные решения. 
Эти два этапа, в особенности техническая их сторона, и составляют большую часть процесса обучения ножевому бою обычного человека, пришедшего заниматься.

Рассмотрим же теперь с разных сторон понятие “фехтования без фехтования” являющееся третьим этапом обучения и по сути, вершиной мастерства. 

В первую очередь, если просто отвлеченно посмотреть, то надо заметить, что само словосочетание “Фехтование без фехтования” – это парадокс. (Парадокс - в логике - высказывание, противоречащее логическим законам при сохранении логической правильности хода рассуждений. греч. Paradoxos - странный ). 
Интерес же представляет, каким тогда образом мы можем говорить, описывать, и стремиться понять то, что не может быть понято логическим умом, который и создаёт описания? О чём же идёт речь?

У каждого, кто когда либо занимался любыми подвижными видами спорта какое-то время и достиг в этом успеха, однажды возникало состояние, которое часто называют “Поток”. По сути, внутри – это центр циклона. Это состояние описывать можно лишь после, как бы вспоминая – например, как полное чувствительности к изменениям, стремительного реагирования, “включённости”, невероятной скорости, слаженного скоординированного тела, чувства “предвидения”, единения тела и сознания, и тд.

Когда же мы находимся внутри этого состояния – там нет ни того кто действует, ни времени, ни причины, ни следствия. Есть просто процесс, за пределами жизни и смерти. Аналогией таких состояний в Буддизме, как я (среди прочего, практикующий буддист Ваджраяны ) их понимаю, является так называемый “пустой Ум”, то есть трансовое медитативное состояние направленное на чистое безличностное восприятие Реальности как Таковой. Когда объект, субъект и действие между ними – Едины. Или, если возвращаясь к более прикладному использованию данных состояний, которое нас интересует – когда нет паузы и нет сомнений между мыслью и вашим действием. 

Приведу цитату, из известнейшего трактата за авторством Такуана Сохо “Письма мастера Дзен мастеру Фехтования”:

Промежуток, в который даже волосок не может войти.
Известно представление о промежутке, в который невозможно поместить даже волосок. Мы можем говорить о нем в терминах вашего боевого искусства.
Такой промежуток существует в том случае, когда два события следуют друг за другом без промедления, когда ни одна мысль не может их разделить.
Когда вы хлопаете в ладоши и в следующее мгновение произносите громкое восклицание, в промежуток между хлопком и восклицанием не войдет даже волосок.
Это не означает, что вы должны хлопнуть в ладоши, затем подумать о том, что пришло время произнести восклицание, а затем крикнуть. Если вы сделаете так, между хлопком и криком будет очень большой промежуток. Поэтому вы должны хлопнуть и в это самое мгновение, без малейшего промедления, издать звук.
Подобно этому, если ум останавливается на мече, которым противник вот-вот нанесет вам удар, возникнет большой промежуток, и вы не сможете правильно среагировать на удар. Но если в промежутке между ударом меча и вашим ответным действием не помещается даже волосок, меч вашего противника станет вашим собственным.
Для дзенских диалогов характерно то же самое. В буддизме мы питаем отвращение к подобной остановке ума на высказывании или действии. Мы называем эту остановку болезнью ума.
В качестве аналогии можно привести мяч, брошенный в горный ручей. В буддизме мы уважаем ум, который движется, подобно мячу, и нигде не останавливается ни на одно мгновение.

В Японии, именно дзен и фехтование шли рука об руку, так как для того чтобы самурай был готов к своей возможной гибели в любой момент, нужно было особое мировоззрение, которое обеспечивало бы фехтовальщику спокойствие и решимость в критических ситуациях, когда на кону была его жизнь. Именно Дзен, с определенными практиками сидячей медитации дзадзен, а так же искусством задавания коанов и явился тем инструментом, той психологической подготовкой - как в наше время называют методы тренировки сознания, которая помогала реагировать в быстроизменяющихся условиях боя. 

Приведем пример типичных коанов - особых вопросов, призванных выйти за привычные состояния дуального ума и достичь состояния Сатори или Просветления:

Хлопок двух ладоней издает звук; а что такое звук одной ладони?
Когда многое сведено к одному, к чему можно свести одно?
Назовите это палкой — и вы утверждаете, не называйте — и вы отрицаете. Итак, не утверждая и не отрицая, как вы это назовете? Говорите! Говорите! 
(По некоторым версиям, задавая этот коан, Учитель ещё и замахивается посохом, чтобы в случае неверного ответа ударить ученика.)
Когда твое тело будет кремировано и пепел развеян по ветру, где ты будешь?
Что заставляет тебя отвечать, когда тебя спрашивают?
И т.д.
Таким образом, сосредоточившись на сущности проблемы и долгое время медитируя над коаном, посвящая этому часы, дни, и даже годы, однажды, добившись озарения, обучаемый теряет границы своего «я» и тогда решение приходит само собою.

Однако, если мы посмотрим со стороны, на данные вопросы, на их структуру, то по сути, они являются парадоксальными, как и формулировка “Фехтование без фехтования”. 

Лингвистической составляющей подобных построений, в наше время занимается одна из перспективнейших, стремительно развивающаяся область практической психологии НЛП (Нейро-Лингвистическое Программирование). Оставим при этом обычные страхи и опасения обывателей, наслушавшихся по ТВ о том, что НЛП призвано манипулировать и управлять Вами, потому что в конце концов это лишь инструмент, как тот же нож, которым можно и хлеб порезать, а можно использовать как оружие. Всё зависит от вас: темная, или же светлая сторона в вас сильнее, как говорилось в одном известном фильме про далёкие галактические войны. На самом же деле, основным посылом НЛП является умение успешно и эффективно обучаться, а так же познавать сами принципы того, как мы, люди, умеем это делать. Ну и в нашем случае, интересно, как существующие модели способы и стратегии могут помогать осваивать искусство владения клинком, используя современные технологии познания, в нашем то 21 веке.

Итак, что же это значит - НЛП? Очень просто, это умение с помощью лингвистики, то есть с помощью слов, программировать, то есть управлять и направлять нашу нейрологию, а значит, обычно как следствие, и сознание. Одним же из базовых принципов НЛП, который предлагается взять за пресуппозицию, является: “Тело, сознание (и дыхание) – части одной системы” Почему дыхание в скобках? Потому что это, как связующий элемент, “граница”, которую можно дополнительно выделять для удобства, а можно нет. (И, возможно, о дыхательных техниках и практиках изменения сознания пойдёт разговор в следующих статьях.) 
Что же касается роли лингвистики в вашем развитии в Боевых Искусствах или в жизни в целом - это про то, о чём вы в первую очередь говорите сами с собой внутри себя своим внутренним диалогом, то, что и как вы рассказываете Ученикам и как с вами разговаривают Сенсеи, те описания этого мира которые создали Вам когда-то Ваши родители… а так же то, что вам говорят другие люди, то что вы читаете, то что вы слышите по ТВ, по радио, видите в Интернете… Всё это влияет на ваше сознание. И значение этого сложно переоценить. И это то самое “слово”, логос, которое “было в начале”. И именно структура вашей речи, модель, и способ говорения формирует то, чем вы являетесь.

Таким образом, описывая словами какое-то состояние, мы одновременно фиксируем его, как бы приклеивая ярлыки к переживаниям, так что в целом всё становится понятнее для логического разума (различные рационализации типа биомеханики, например), однако представьте, каким может быть описание состояния отгадки коана, типа тех что были приведены выше?

Как можно описать “Ум-не Ума”? Только парадоксом. Лингвистическая структура парадокса “Фехтование без фехтования” очень проста: Это разделение близких по смыслу понятий. (Институт НЛП, М. Пелехатый “Работа с убеждениями. Речевые раскрутки”). 
Приведем похожие примеры:

Достаточно ли хорошо вы видите то, что вы не видите?
Всё ли вам понятно в этом предложении, чтобы перестать его понимать?
Осознаете ли вы свою неосознанность?
Можете ли вы дышать без дыхания? Смотреть без зрения?
Что если ваши активные действия полны покоя?
Вам знакомо состояние мышления без мыслей?

Ну и как можно фехтовать не фехтуя? :blink:

Данный принцип, построен на том, что наш мозг может различать не только различия, но и сходства, а что происходит с нашей логикой когда мы соединяем плюс и минус (Левое и правое полушарие, Инь и Ян, и любые другие метафоры полярностей), причём можем это делать не только таким способом?

Задумайтесь над каждым вопросом: 
Достаточно ли вы медленны, чтобы быть быстрее всех?
Каково это когда, чем более вы расслабленны, тем больше силы?
Как, лишь обретя структуру и контроль - прийти к свободе и творчеству?
Что если любая граница – соединяет безграничное, а любое противодействие порождает баланс?

Ответ – это лишь состояние. Хотя и слово “состояние” - это уже ярлык, описание неописуемого. Но именно само состояние Не-ума нам и нужно для нашего понимания и применения принципа фехтования без фехтования в жизни.

Опять же, не просто так на востоке пользуются метафоричным, образным описанием, давая причудливые названия типа “зеленый дракон, парящий в небесах верхом на сильной черепахе” каким-нибудь приёмам, которые совершенно не понятны для Западного человека, привыкшего понимать всё своим левым полушарием, отвечающим за логику. На парадоксальных же вопросах наша логика зависает, и образуется проход в другое измерение. И если для сознания такие вопросы сложны, то для бессознательного это легко и естественно. 

В свою очередь, в Западной психологии (Джозеф О'Коннор, Джон Сеймор “Введение в нейролингвистическое программирование. Новейшая психология личного мастерства.”), выделяют следующие уровни обучения чему бы то ни было:
1. Неосознанное незнание (Бессознательная некомпетентность). – Это когда вы даже понятие не имеете о том, что вы чего-то не умеете, например водить вертолёт. Потому что вам это не надо. Или как когда-то вы не умели фехтовать, и даже об этом не мыслили, и всё было хорошо.
2. Осознанное незнание (Сознательная некомпетентность). – Когда вы садитесь в вертолёт, и понимаете что вы не умеете его водить.
3. Осознанное знание (Сознательная компетентность). Здесь вы уже что-то умеете, и можете рассказать как вы это делаете.
4. Бессознательное знание (Привычка. Или Мастерство. Бессознательная компетентность). 
Уже интереснее. Когда вы умеете что-то, но этот навык уже “зашит” внутри вас. Возьмите любого отзанимавшегося хотя бы месяц ножевым боем, и ткните его деревянной имитацией с шагом в живот. Что он сделает? Правильно, если данный экземпляр не просто ходил на тренировки поглазеть, то он в начале отобьёт вооруженную руку отпрыгнув назад, и только потом уже, может быть, задумается о том что произошло. Именно этот уровень знаний и является целью для всех навыков и умений - когда мы просто умеем что-то, и делаем лучшее, что можем, на автомате. Именно так вы ходите, едите, водите автомобиль, работаете с компьютером и тд и именно таким же образом, не задаваясь вопросами о том как это работает, бессознательное прямо сейчас управляет вашим дыханием, морганием, сердцебиением и переваривает пищу…
5. Бывает, что выделяют, так же, следующий своеобразный уровень мастерства: Осознаваемое бессознательное знание - когда вы при необходимости можете осознавать всё, чему вы когда либо научились (включая умению ходить, говорить, разделять предметы, выделять “Я” и не “Я” ), и управлять, настраивая это под задачи.

В Дзен-буддизме же, среди многочисленных формулировок уровней осознания, существует широко известная серия из десяти рисунков “В поисках Быка”, сопровождаемая пояснениями в прозе и стихах, где бык используется в качестве символа изначальной природы человека или сознания Будды. Так, перед нами проходит серия изображений, начиная с Поиска быка - когда человек повернулся спиной к своей истинной природе и не может её увидеть - и потому отправляется на её поиски, проходя вначале через нахождение следов, видение Быка, затем поимку, приручение, возвращение домой, забывание быка и самого “Я”, возвращение к Источнику, и, наконец, заканчивая вновь жизнью в земном мире форм и многообразия, двигаясь своим путём и не делая попыток следовать по стопам мудрецов, живших до него. 

Как мне видится, можно провести параллели между уровнями Западного понимания обучения, и Восточной метафоры про познание себя, тем самым объединяя и гармонизируя логику и интуицию, левое и правое, мужское и женское – и тогда в итоге обретя то самое недвойственное состояние Ума и назвав его “Фехтованием без фехтования” мы распространяем его на всю жизнь, наполняя её парадоксальностью наших бессознательных знаний и принятием себя как Осознание – без начала, середины, и конца.

Что же будет итогом, и каковы критерии, достижения такого состояния мастерства? На эту тему можно спекулировать долго, да и неблагодарное это дело, потому как сколько людей, столько и мнений, а то и того хуже - как в одной известной байке про человека указывающего на луну, который предлагает просто поднять голову вверх и увидеть удивительную красоту своими глазами – ведь вот же она!, а из слов которого делают учение “О Луне” записывая за ним фразу: “Учитель сказал нужно просто поднять глаза”…

Можно лишь сказать, что одна из основных идей – это познав однажды это состояние наполнить им всю жизнь, и просто оставаться в нём, живя своей жизнью, выражая его во всевозможных различиях и проявлениях.

Так что только Ваш собственный Путь, который впрочем опять лишь слово-указатель на что-то что Вы сами себе и создаёте, приведет Вас туда, где вы окажетесь однажды.