Skip to Content

Анджей Калиш «Ицюань, тайки-кэн и ... кёкусин каратэ»

Ицюань тайки-кэн и кёкусин каратэ

Читатели журнала "Мир нэйцзя" уже неоднократно имели возможность прочитать об искусстве ицюань. На этот раз я хотел бы уделить немного внимания японскому направлению и цюань, изветному под названием тайки-кэн.

 

Ван Сянчжай
Яо Цзунсюнь
Саваи Кенити
Ван Сянчжай
Яо Цзунсюнь
Саваи Кенити

Во время японской окупации Ван Сянчжай (1885-1963) был одним из лучших мастеров боевых искусств в Китае. Много японцев, убедившись на собственном опыте в способностях Вана, хотели стать его учениками. Но он всегда решительно отказывал. И сделал только одно исключение.

Кенити Саваи (Kenichi Sawai)(1903-1988), в это время уже имел 5 дан в дзюдо, 4 дан в кэндо и 4 дан в иайдо (в частности он учился иай-дзюцу у Сейтё Аояги (Seicho Aoyagi), кэндо у Такухару Наито (Takaharu Naito), дзю-дзюцу у Исагаи (Isagai) в Бутокудэн в Киото, дзюдо у Мифуне (Mifune) и Санпо Току (Sanpo Toku) в Токио). Услышав о Ван Сянчжае, он решил проверить его способности. Когда Саваи прибыл в дом Ван Сянчжая, тот подметал собственный двор. Саваи принял Вана за слугу и спросил его, дома ли Ван Сянчжай. Ван ответил что его нету. Саваи сказал, что в таком случае он подождет. Через некоторое время он спросил "слугу", занимается ли тот боевыми искусствами. Ван ответил что немного занимается. Саваи предложил сравнить их умения, на что Ван согласился. Саваи схватил Вана за руку, пробуя выполнить бросок. Ван легким движеним сделал так, что Саваи упал на колени. Саваи спросил человека, которого принял за слугу, не он ли является Ван Сянчжаем. Ван улыбнулся и кивнул головой. Саваи спросил, можно ли попробовать еще раз. И снова был побежден. После нескольких попыток, результат которых оставался таким же, Саваи предложил поединок на мечах. Саваи держал бамбуковый меч, а Ван короткую палку. Ван снова победил, после чего он сказал: "Оружие - это всего лишь продолжение руки". Саваи тут же попросил Вана взять его в ученики. Ван, как всегда, решительно отказал. Много времени спустя, после того как Саваи многократно повторял свою просьбу, Ван в конце концов взял его в ученики.

Несмотря на то, что Саваи стал учеником Ван Сянчжая, Ван назначил ему Яо Цзунсюна (1917-1985) в качестве личного учителя. Яо Цзунсюн уже тогда был избран Ваном в качестве преемника. Обычно это Яо вел тренировки. Ван ограничивался в это время только спорадическими указаниями избранным ученикам. Когда кто-то хотел померяться силами с Ван Сянчжаем, обычно ему надо было сначала провести поединок с Яо Цзунсюнем. Но никто не смог победить Яо. Поскольку Яо был тогда еще очень молод, Саваи сначала не воспринимал его серьезно. Он многократно пробовал доказать, что он лучше Яо. Когда он не мог победить Яо в открытом поединке, пробовал атаковать неожиданно. Но Яо каждый раз отражал нападение. Тогда Саваи признал его мастерство и начал усердно у него учиться.

Саваи был усердным учеником, и к тому же очень способным. Он быстро прогрессировал, несмотря на то, что его знание китайского было очень ограниченным и, кажется, много чего он не понимал до самого конца или понимал неправильно. Позже он назвал свою версию и цюань тайки-кэн - кулак великого ки (ци). Здесь видно другой подход, чем тот, который использовался Ван Сянчжаем и Яо Цзунсюнем, для которых базовым понятием была сила цзинь (у японцов обычно бывают трудности с различением понятий цзинь и ци). Он еще много чему мог научиться, если бы у него была такая возможность.

После окончания II мировой войны Саваи вернулся в Японию, а позже политические изменения в Китае привели к тому, что это стало невозможным. Саваи оказался оставлен сам на себя, и пробовал развивать систему, которую изучал в Китае, используя свой предыдущий опыт из японских систем.

Следующие 20 лет он усердно тренировался и совершенствовал свою собственную версию и цюань. Тогда он провел много поединков, побеждая известных экспертов дзю-дзюцу, кобудзюцу, дзюдо, кэндо и каратэ. Большинство из них насмехались над Саваем, когда видели этого невысокого человека, выполняющего упражнения, которые как им казалось не имели ничего общего с боевым искусством. Когда он тренировал удары ногами, над ним смеялись, что он не может их сделать даже так, как начинающий каратэка. Только когда дело доходило до поединка, становилось видно какими способностями располагает "этот смешной Саваи", и чего стоят его кажущиеся неправильными удары ногами. Тем не менее у него долго не было формальных учеников, день за днем он проводил тренируясь самостоятельно. Даже позже, когда он начал учить, группа его учеников никогда не была многочисленной. Частично потому, что методы тренировки берущие свое начало из китайского и цюань были слишком нетипичны, частично из-за самого Саваи, который не стремился иметь большое количество учеников. Больше заинтересованных начало появляться, когда вышла книга "Тайки-кэн - китайское искусство реального боя" (в 1976 году она вышла также на английском языке), а позже книга посвященная Саваи "Кэнсей" (Мудрец кулака), написаная одним из его ранних учеников - Йосимити Сато.

Тайки-кэн   Кэнсей
"Тайки-кэн"
 
"Кэнсей"

Стоит упомянуть влияние которое тайки-кэн оказал на каратэ кёкусин. Масутацу Ояма высоко ценил Саваи и часто консультировался у него. Хотя у нас еще некоторые представители кёкусина не отдают себе в этом отчет, но берущие свое начало в и цюань методы тренировок тайки-кэн давно используются в японских додзьо кёкусина. Уже один из первых представителей кёкусин в Европе, ученик Йона Блюминга - Ян Калленбах из Голландии (7 дан кёкусин, в 1974 году чемпион Европы в категории open) в 60-е годы начал изучать тайки-кэн. В 1967 году он поехал на год в Японию, чтобы учиться в Хомбу додзе непосредственно у Масутацу Оямы.

Однажды, когда Калленбах тренировался во дворе, он увидел маленького, пожилого человека на велосипеде. Это человек подъехал к Калленбаху и сказал: "Ты слишком силен. Ты не должен тренировать силу. Настоящую технику тренируют без использования силы". И ушел, направляясь к помещению, в котором пребывал Ояма. Этим человеком был Кенити Саваи. Калленбах узнал, что Саваи уже давно является советником Оямы, а двое лучших учеников Оямы - Сато и Рояма берут также уроки тайки-кэн у Саваи. В конце концов Калленбах тоже начал у него учиться.

Как он вспоминает, Саваи опирался на интуицию, предвидя движения противника и соответственно реагируя. Попасть в него было невозможно. Калленбах каждый поединок оканчивал с лицом в траве (конечно же, занятия происходили в парке). Калленбах утверждает, что именно тогда он начал глубже понимать будо. Он был поражен насколько большое превосходство имеет над ним, молодым, ловким каратэкой этот 65-летний маленький человек. Позже Калленбах заинтересовался также оригинальным китайским и цюань. Вначале он столкнулся только с так называемым оздоровительным направлением. Поэтому, когда в 1998 году он давал интервью и его спросили о разнице между тайки-кэн и и цюань, он сказал, что и цюань занимаются исключительно для здоровья, тогда как тайки-кэн является боевым искусством, которое делает упор на кумитэ. Только в 1999 году Калленбах попал на семинар Цуй Жуйбиня (один из лучших учеников Яо Цзунсюня, ведет школу и цюань под Пекином) во Франции, что позволило ему по другому посмотреть на и цюань. Ян Калленбах контактировался также со мной, в результате чего была видвинута идея организации форума-встречи представителей разных школ и цюань/дачэнцюань/тайки-кэн.

Заинтересованность тайки-кэн и и цюань начинает появляться также в польском обществе кёкусин. Один из инструкторов, который два раза был в Японии, тренировался в Хомбу додзё и Дзенан додзё, мог заметить насколько большое внимание уделяется там методам тренировки тайки-кэн. В письме на мое имя он написал: "Будучи в Дзенан додзё я принимал участие в тренировках рицудзен (эквивалент чжан чжуан в оригинальном и цюань - прим. А.К.), которое вел мастер тайки-кэн. Во время этих занятий наряду со статическими упражнениями были также упражнения в движении, от очень медленных до очень динамических. Я заметил, что эти упражнения не являются только новой модой в кёкусин, и к ним относятся очень серьезно".

Как уже говорилось раньше, Саваи после возвращения в Японию потерял контакт со своими китайскими учителями. Несмотря на то, что он сам развил свои способности до потрясающего уровня, его методы тренировки и методы тренинга не были настолько хорошо доработаны как это было сделано (несмотря на многочисленные препятствия) в Китае, в связи с чем, его ученикам трудно было прогрессировать так же быстро, как это было в школе Яо Цзунсюня. Только в начале 80-х годов, Саваи удалось опять сконтактироваться с Яо Цзунсюнем. Когда Саваи увидел фильм присланный ему Яо Цзунсюнем, он сказал: "Я лучший в Японии, но Яо Цзунсюнь - лучший во всем мире". К сожалению, они уже не успели встретиться лично. Яо Цзунсюнь, потерявший здоровье в тяжелые времена "культурной революции" умер в 1985 году. Саваи умер три года спустя.

общая фотография

Братья Яо Чэнгуан и Яо Чэнжун среди последователей тайки-кэн в Японии

Ученики Саваи в скором времени начали регулярно приезжать в Китай, чтобы продолжать обучение у китайский мастеров и цюань. Особенной страстью изучить оригинальную версию и цюань отличался Исато Кубо - глава Японского Сообщества Тайки-кэн. Начиная с 1989 года каждый год он приезжает в Китай. Он изучил китайский язык и начал посещать разных мастеров в Китае. В скором времени он мог оценить, которые из них лучшие в своем мастерстве и наладил постоянное сотрудничество с преемником Яо Цзунсюня - Яо Ченгуаном (чьим учеником позже стал и я - А.К.). В конце концов, чтобы иметь возможность дольше оставаться в Пекине, он решил поступить на двухлетние языковые курсы, что дает ему возможность усовершенствовать знание китайского языка, китайской культуры, и прежде всего, ицюань под руководством Яо Чэнгуана. Китайские представители и цюань с братьями Яо во главе вели обучение также и в Японии.

видеокассета книга

Видеокасета и книга изданные в Японии
совместно мастером Яо Чэнгуаном и Кубо Исато

Как утверждает Кубо и другие представители тайки-кэн, у и цюань есть большое преимущество, происходящее из лучшей доработки методов тренировки, которые являются благодаря этому, значительно более эффективными. Саваи привык демонстрировать высокие способности, и говорил своим ученикам чтобы они к этому стремились. Но он не показывал дороги ведущей к этой цели. Тем временем Яо Цзунсюнь смог разделить обучение на простые этапы, благодаря чему ученик мог стремиться к цели простой, легкой к пониманию дорогой. Яо Чэнгуан и его брат близнец Яо Чэнжун лучше всех изучили систему своего отца. Именно поэтому представители тайки-кэн берут уроки в основном у них.

общая фотография

Мастер Яо Чэнгуан (стоит посередине), Кубо Исато (второй слева)
и Анджей Калиш (второй справа)

Эта статья была опубликована в Интернет-журнале "Мир нэйцзя" №16, февраль 2001
Оригинал статьи на сайте: ]]>http://www.yiquan.com.pl/]]> Перевод с польского: Олег Хома

По материалам ]]>http://www.daos.ru]]>