Skip to Content

Гималайский отчет. Часть 2

На следующий день наш путь лежал к перевалу Кунзум. Было пасмурно, ночью шел дождь, утром был сильный туман… Кунзум встретил нас холодным ветром, облаками, полным отсутствием видимости окружающих гор… Было достаточно сурово.

Не задерживаясь надолго, мы начали спускаться и медленно приближаться к долине Спити.

Надо сказать, что дорога оказалась не легче, чем в Ладак и Лех. Она просто оказалась другой. Пару раз у нас спускало колесо, один раз одна из наших машин застревала в реке. Средняя скорость была наверное километров 30… В целом дорога была не такой высокогорной, но местами очень разбитой и каменистой. Мы все, конечно, поизмотались в пути… Рана был в этих местах в 2009 году, а с тех пор дорога стала похуже. Мы поняли, что не рассчитали маршрут, что не можем проехать в один день весь путь назад. Решили добавить еще одну ночевку в палатках. Таким образом, наш путь удлинялся и мы опаздывали на проект в школе.

Целый учебный год мы вели переговоры с индийским культурным центром в Москве, о проекте в школе. Индусы, как всегда, долго молчали… Кормили «завтраками», обещали… А реально объявились за две недели до отъезда, когда мы уже решили, что проекта не будет. Они предложили нам школу в городе Чандигарх. Это стало одной из причин, по которой мы изменили первоначальный маршрут, заявленный в том числе на этом сайте.

И вот выясняется, что мы опаздываем в школу… Мы решили, что лучше опоздать на один день, чем ехать целый день и часть ночи по дороге, мягко говоря, не внушающей доверия…. Но все это нас ждало на обратном пути, а пока мы ехали по долине Спити и приближались к маленькому городку Каза.

В Каза, почти нет туристов (очень непросто добраться). Но городок расположен в очень красивом месте в 150 км от границы с Тибетом. Вокруг тибетские монастыри, на посещение которых не хватит и недели, а у нас было только два дня.

Мы побывали в очень старом монастыре Ки, деревушке Кибер… Особое впечатление произвел полуразрушенный монастырь Занскар с прилегающей к нему деревней.

В этих местах бывал Далай-лама, в монастырях хранится большое количество древних раритетов, в некоторых местах просят не фотографировать. Но Люду из нашей группы было не удержать, она старалась незаметно сфотографировать ВСЕ. В результате, что-то случилось с ее Canon EOS 50D, в монастыре Ки он отказался работать и уже не снимал до конца поездки. Отремонтировали в Москве….

Устав от видео и фото камеры, я не взял с собой аппаратуру в Занскар, решил наслаждаться видами, не отвлекаясь. В результате именно в Занскаре были самые потрясающие виды и рериховский закат …

Каза тоже интересное место. В городке недавно построен большой буддистский храм. Впечатляет! Далай-лама приезжал на его освящение…

В Каза, на крыше нашего отеля нам тоже удавалось немного потренироваться. Отрабатывали в основном оздоровительные столбы, т.к. в целом группа в этот раз была не «боевая». Люди распробовали практику и стали «столбить» при любом удобном случае.

Сам я решил, что плюс к столбам и йоге буду бегать везде, где это возможно. Не бегал только во время остановок в наших палаточных лагерях. Бегать было тяжеловато, особенно в Каза, сказывалась высота. Но все же утром я выбежал из отеля и направился бегом по дороге в сторону тибетской границы. Бежал полчаса вперед (до границы не дотянулJ) и столько же обратно. Было тяжело, но меня подгоняла мысль о том, что неизвестно когда еще доведется побегать по «Тибету».

Обратный путь мы проделали при отличной погоде. Все адаптировались к высоте и чувствовали себя лучше. Перевал Кунзум на этот раз порадовал синим небом и потрясающими видами на снежные горы. Правда, в той самой реке, мы опять застряли и вытаскивали машину чуть дольше, чем в первый раз…

На ночлег мы остановились в долине, немного не доезжая Ротанга. Тут тоже было время потренироваться.  «Столбы» определенно пошли !

Рано утром мы стартовали к Ротангу. Дорога со стороны высоких гор была хорошей, но после перевала асфальт кончился, и началось сплошное грязевое месиво. Машины ползли с черепашьей скоростью, с трудом пропуская друг друга. Временами мне казалось, что разъехаться просто невозможно. На поворотах образовывались пробки. Тут я впервые увидел, как экскаватор заталкивает грузовики вверх, упираясь ковшом в их бампер. Дорога была по-настоящему стремная… Очень медленно мы миновали пробки и на радостях, что остались живы, вкусно перекусили в одном из кафе, расположенном около подъема на Ротанг.

Мы поняли, что порядком устали и решили ехать сразу в отель в Манали, а не заезжать в храмы Вашиштха Тэмпл, где тоже есть свои горячие источники. Предпочли горячий душ в отеле, который естественно оказался не таким уж горячим... Еще раз, при свете дня мы посмотрели на великолепный Хадимба Тэмпл и даже оседлали настоящего Яка.

Вечер был посвящен разграблению города Манали, поеданию Тандури Чикен и пельменей Момо…

Утром, верный своему обещанию бегать, я выбежал из отеля и направился по дороге в сторону Ротанга, так чтобы смотреть на  высокие Гималаи. Вскоре я увидел, указатель, показывающий поворот на Вашиштха Тэмпл. (Мы были там с Максом, но заезжали на джипах, и я не помнил, далеко ли до храма). Я решил попробовать добежать до храма, хотя был ограничен во времени, т.к. в 8.00 мы договорились выезжать из Манали. Подъем оказался не таким уж долгим, и я успел к утренней службе. Брахманы совершали Пуджу. Я сидел у входа в храм, слушая звон колоколов, пение мантр, и наблюдал, как священным огнем окуривают статуи.

В какой-то момент мне показалось, что точно также проходит церемония в залах Калари-Ппаяту в южном штате Керала. Мне даже показалось, что я почти нахожусь там…

По приезду в Москву мне пришла «посылка» из Индии с полным набором оружия, с которым тренируются в Калари.

Дорога из Манали до Чандигарха заняла тоже больше времени, чем мы ожидали. В Чандигархе вообще было очень плотное движение, мы с трудом нашли наш отель. Отель был ОТЛИЧНЫЙ !

Утром мы отправились искать школу, где должен был осуществиться наш проект. Школу искали долго. Мы опоздали на один день, в Индии начались какие-то религиозные праздники, и все дети уехали к родителям. Осталось всего около 20 человек. В целом проект удался, хотя мы и не увидели показательные выступления по йоге и танцам, которые были приготовлены к нашему приезду. Наша часть состояла из лекции по физике, показательных по каратэ, и небольшой тренировки. Все прошло хорошо. Надеюсь будет продолжение.

После проекта мы рванули в Дели и даже успели немного погулять по Мэйн-базару. Утром нас ждал самолет с пересадкой в Дубаи.

Почему мне так нравится Индия ?

Я понял в этот раз. Кроме общих и достаточно банальных объяснений могу сказать, что

Индия – это процесс. Все находится в движении, в непрекращающемся процессе перемен, и в тоже время Индия остается Индией. Индия  - это поток, это океан энергии, и очень интересно останавливать этот поток и впитывать эту энергию, стоя СТОЛБОМ у подножия снежных гор, или на крыше отеля в затерянной в горах Казе, или на крыше отеля в Дели, чувствуя бурлящий внизу Мэйн-базар.

ОМ НАМАХ ШИВАЯ!

P.S.

Мы действительно успели потренироваться :))