О времени практики и внутреннем усилии
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
В советах для начинающих я вижу "чтобы дисциплинировать себя вы можете начать свою практику, допустим, с 5-ти минут. Каждый день (каждую неделю) прибавляйте по одной минуте". В то же время первое видео, посвящённое ченбао, рекомендует 12-15 минут утром и вечером. Некоторые представители от других учителей утверждают, что настоящая практика начинается с часового стояния.
Но на первом месте в малоподвижной городской жизни всё же достаточное количество силовых и аэробных нагрузок. Знаете, какой объём нагрузки (при усилии вполсилы, это очень важно) даёт тренер Лев Гончаров клиентам? Такой, чтобы его можно было комфортно выполнять регулярно, и чтобы клиент не начал болеть. Т.к. особенно начинающим очень сложно регулярно выполнять намеченный объём работы дисциплинированно.
Столбы в правильной технике действительно "наполняют" тело. Но требуют приложения внутренних усилий. В моём случае получилось так, что "самочувствие" тела (боеготовность, наполненность суставов, готовность к непроизвольному бездумному моментальному отражению удара и т.п.) даже при 12-минутной практике раз в день улучшается и развивается, а на всё остальное нервной системы перестало хватать. Чтобы оторваться от бесполезной деятельности на полезную вроде выполнения нормы силовых (или задачи по работе) требуется внутреннее усилие - а оно стало даваться всё тяжелее и тяжелее. Чтобы собраться и сделать что-то творческое, полезное, запланированное, нужно внутреннее усилие - а оно всё потрачено. Просто потому, что старательно работал в столбах. Нервная система не желает ни играть, ни учиться, разве что бездумно потреблять. Ползти по колее, по шаблонам.
Так вот, я полагаю что многие посетители курсов ицюань - особенно со слабой изначально, флегматичной нервной системой - на курсах (вне рабочей недели) могут с нуля начать работать старательно, интенсивно, вроде бы улучшая самочувствие. Комфортно увеличивая время работы в позициях, оживляя тело. Но с повседневной жизнью это окажется категорически несовместимо... Особенно если внутренние телесные усилия нужны на каких-либо ещё достаточно требовательных занятиях вроде силовой работы. А давайте ещё про аэробную работу не забудем, выносливость тоже отбирает внутренние усилия, как и лечь спать и ещё проснуться вовремя, и еду себе правильную приготовить, и много чего ещё.
Эфирное тело укрепили, ментальное ослабло. "В здоровом теле здоровый дух - редкая удача", это полная версия русской поговорки.
Вывод. Можно начинать с тибао и только пяти минут в день, добавляя по минуте в неделю, или кому как удобно... По сути я хочу напомнить энтузиастам, что встраивание ицюань в уже существующую систему тренировки (у кого есть) должно проходить очень-очень аккуратно с т.з. расходования внутренних усилий. Есть шанс что вы простоите или подтянетесь больше чем раньше, но на фоне этого роста жить уже не захочется, только на диване лежать. Заставлять себя делать что-либо не жизненно важное станет всё тяжелей. Тела людей очень разные, те кто спортивны и занимались с раннего детства или имеют очень ресурсную нервную систему вряд ли быстро встретят подобную проблему.
Ещё один интересный момент: как-то раз я решил усовершенствовать одну систему цигун в движении, представляя, что усилие в давлении не равно примерно килограмму, а близко к предельному для моего тела. Просто двигая руками в воздухе как и требовалось. Ни к чему хорошему это не привело: запредельно длинный сон, апатия. То есть силовые - отдельно, а работа со множеством крохотных резиночек или пружинок в ицюань для оживления и гармонии - отдельно. Иначе говоря, цигун есть прежде всего работа на технику и координацию и ощущения, а не на мощность мобилизации нервной системы. Об этом мало упоминают.
Опыт мой скромен, но есть момент, которым стоит поделиться. Уж очень многим, почти уверен, будет непонятно, что главное в практике Ицюань. Известна рекомендация, что если после практики ученик ощущает бодрость, прилив сил и повышенную осознанность движений тела, то тренировка скорее всего выполнена правильно, но как этого достичь? Спокойного сердца недостаточно, концентрации на плавности и округлости движений и ощущений по моему опыту тоже недостаточно. Как и хорошего настроения или погоды.
В России известна сказка про Емелю, а на западе пишут истории про магию хаоса. Хотя единственной магией, которая в реальности работает, является магия порядка. Регулярное выполнение работы, за которую деньги платят, плановые тренировки без пропусков, порядок в питании и дома, порядок в одежде и выполнении обещаний. Иными словами, для поддержания формы, финансовой и физической, порядка тренировок и питания, нужно поддерживать форму вашего существования - делать то, что необходимо, быть достаточно эмоционально стабильным для постоянства, быть надёжным.
Но поддержание формы осуществляется за счёт жизненной энергии её содержимого. «Безупречный воин» или просто умный человек будет постоянно отслеживать, насколько хорошую «форму» он может позволить себе поддерживать, не сваливаясь в болезни, депрессии и апатию. Первый признак болезни у животного – нежелание играть, а о каких тренировках может быть речь, если жить не хочется? Тут есть методы, которые предлагают Свияш и Зеланд\Трансерфинг, психотерапия в целом, нутрициология\диетология, аэроионотерапия и прочие направления.
С точки зрения Ицюань во время практики важно наблюдать за взаимодействием удерживаемой\практикуемой формы, которую определяет упражнение, и содержимого. Можно сказать, что мы работаем не с телом, а с тем, что в нём находится, но это было бы слишком просто. Важно не напряжение, не движение и даже не форма, а то, как поддерживаемая вами простая с виду активность аккуратно массирует душу ли, нервную систему ли, присутствие духа ли – словом, содержимое формы. Если там есть ещё содержимое, потому что когда работы и быт вымотали уже так, что даже стоять не хочется – взаимодействовать поддерживаемой «через силу» форме будет не с чем. Уж очень просто свести всю работу к дёрганью намерения туда-сюда или удержанию позиции «сжав зубы для долгого терпения».
Для полной ясности сравним воздействие движений в Ицюань с массажем закрытых глаз пальцем. Палец – форма, глаз – содержимое. Можно мягко надавливать на глазное яблоко подушечкой пальца по самочувствию, прекращая когда захочется. А можно тыкать в то же глазное яблоко твёрдым кончиком пальца то на скорость, то с большим усилием, и радоваться, какая скорость и усилие развиваются в практике...
Остаётся понять, сколько формы вы сможете поддерживать, потому что при достаточном количестве содержимого "хочется всё и сразу". А также улучшить взаимодействие содержания и формы, чтобы они наполняли друг друга - обычно же работа и прочие обязанности только истощают содержимое. Ну и понятно, что избыточные реакции гнева и раздражения исчерпывают содержимое. Какое у вас там содержимое, желания, интерес, внутренний огонь - поможет определить медитация и наблюдения. А также работа в такой простой форме, как самые простые для начала столбы.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
В целом это довольно печально: когда при регулярной практике в 12-16 минут хочется увеличить время ежедневной работы и чувствуешь, что получаешь пользу. И тело вроде бы держит нагрузку, но психологически превращаешься в овощ, который или спит, или не хочет тратить внутренние усилия на что-либо достаточно существенное и ругает себя за апатичность, и всё тяжелее держать дисциплину в остальных практиках (для чего тоже требуется энергия внутреннего усилия).
К сожалению, получается как в питании, когда "из-за стола нужно вставать слегка голодным", и не изредка, а постоянно, увеличивая время раз в неделю или даже месяц очень аккуратно. А учитывая что хочется в практику добавить ещё некоторые другие методы (стойка у стены вертикально на руках на кулаках, например), чтобы дожить до ста лет в условиях регулярных тренировок, нужно всё "добавлять" ещё аккуратнее.