Skip to Content

Ван Юнсянь

Мое очное знакомство с Ицюань состоялось в 2005 году в Пекине с мастером Ван Юнсянем, сыном известного Шифу Ван Бинькуя.
Ван Юнсянь человек огромной энергии, жизнерадостности и отменного чувства юмора. Занятия носили обзорный характер, чередовались достаточно убедительными демонстрациями взрывного освобождения сила Фали и оглушительным смехом Учителя.
На тот момент мне казалось, что я понимаю теорию школы, но мое тело не было готово повторить то, что требовал от него мастер. Даже с моим почти 30-летним опытом в боевых искусствах мне никак не удавалось превзойти в тестовых парных упражнениях наставника.
Вот некоторые основы теории Ицюань в изложении Ван Юнсяня.
Внутреннее и внешнее – части единого целого, одно без другого невозможно. Смысл внутренних и внешних школ ушу – абсолютно один и тот же, различны лишь методы. Они просто подходят к одному и тому же с разных сторон. В тренинге внешних школ применяются и внутренние методы (во внешней школе «железной рубашки» внутренний метод – работа с ци (цигун) - составляет основу тренинга). В тренинге внутренних школ применяются и внешние методы (само по себе движение – это внешнее). В разных школах делается упор на том или ином методе, но цель у всех них – одна.
Нет ничего, что не было бы охвачено процессом перемен. В ушу перемены – это движение. Что такое истинные перемены, истинное движение? Обычные люди тоже меняются и двигаются. Но они двигаются разъединенными частями , они делают движения руками или ногами, или туловищем. Нужно же стать единым целым и двигаться как единое целое. Когда движется единое целое, мощь его многократно превосходит частичное, очаговое движение. Истинное движение – это движение единого целого. Как стать единым целым и двигаться единым целым? В любом движении должны присутствовать две разнонаправленные силы (направленные в противоположные стороны). Только направив силу вниз и оттолкнувшись от земли, можно прыгнуть вверх. Принцип разнонаправленных сил и есть настоящий секрет ушу.
С древних времен и до наших дней ушу непрерывно развивается. Именно так и появилось множество школ. Брать какую-то схему из прошлого и строить на ней весь тренинг – неверно. Школы, основанные на таких схемах – обречены на застой, и ведут в тупик. В наши дни нет никакой необходимости связывать свой тренинг с пятью стихиями (у-син) или восьмью триграммами. В конце 19 века в Китае на волне внесения в ушу принципов древней философии появились школы Тайцзицюань (взявшая за свою теоретическую базу доктрину инь-ян и великого предела – тайцзи), багуачжан (теоретическая база - доктрина восьми триграмм – багуа), синъи-цюань (теоретическая база - доктрина пяти стихий – усин). До этого ушу тысячелетиями не нуждалось в поддержке этими доктринами. В наши дни в тренинге также нет нужды в этих построениях. Ушу существует помимо них.
Сила едина, бесформенна и движется свободно в любом направлении. Связывать её путами восьми триграмм или пяти стихий – ошибка.
Школа Ицюань (не путать с синъи-цюань), другое название – Дачэн-цюань, возникла в начале 20 века. Это самая последняя внутренняя школа в Китае, переосмыслившая весь предыдущий опыт и вобравшая в себя исключительно главное и самое ценное. Основатель школы – Ван Сянчжай, наследник традиции – его сын Ван Бинкуй, его преемник – Ван Юнсян. Энергия – едина, не бывает тонкой или грубой, но ее проявления и способы приложения бесчисленны. Чтобы вступать в контакт с внешними вещами, сначала надо утвердиться в себе самом. Поэтому сначала работают над собой, над энергией в себе. Это можно условно назвать тонкой работой. Когда утверждаются в себе, переходят к контакту с внешними вещами. Это можно условно назвать грубой работой. Достижение здоровья и гармонии, и способность к бою (ушу – кит. боевое искусство) – две неотъемлемые части ушу. Если не умеешь убить человека одним ударом кулака – что это за ушу? Обладать способностью убить человека одним ударом кулака, но не убивать – это еще одна, третья, часть ушу
Во время упражнения в стоянии не переносят вес тела по стопе. Вес тела равномерно распределяется на обе ноги и ложится на переднюю часть стопы. Ошибка – опираться на пятки. Пятки тверды и не пружинят, передняя часть стопы пружинит. Руки не перемещаются. Упражнение не направлено на какую-либо конкретную часть тела или органы. Наше тело само знает, как привести себя в порядок. Цель упражнения в физическом плане – снять все препоны, дать телу самому привести себя в порядок. Дать энергии свободно, без препятствий, циркулировать по телу, делая свое благое дело
Движения не обязательно должны быть округлым, оно может быть и прямым. Свободное движение может иметь бесчисленные варианты траекторий. Суть не в траектории движения, а в том, как совершается движение, суть не во внешних формах движения, а во внутренней сути движений. Истинное движение – движение, совершаемое единым целым, движение единого целого.
В наше время большинство людей, практикующих ушу, не понимают его истинной сути. Они занимаются, например, Тайцзицюань, всего лишь воспроизводя внешнюю форму движений, но их движения не имеют внутреннего наполнения. Такая практика не имеет смысла. Другие, пытаясь объяснить это внутреннее наполнение, мудреными речами запутывают то, что на самом деле очень просто. И лишь немногие понимают суть. Эта суть может быть объяснена простыми словами. А чтобы уловить ее самому, надо правильно тренироваться.