Skip to Content

Захват центра тяжести.

И вновь достаточно просто, доходчиво и популярно в изложении уважаемого мастера Хацуо Роямы. Опытный практик конечно уловит некоторую схематичность и условность. Очевидно, что такое изложение рассчитано на широкий круг занимающихся. Но идея прозвучала. Если глубже окунуться в мир Ицюань, то этот стиль не предполагает захваты. В лучшем случае это будут зацепы, крючки разного рода, толчки. Почему? Потому что любой захват означает локальную концентрацию, пусть и кратковременную. А в Ицюань мы стремимся в любой момент времени без малейшей задержки перейти от выведения из равновесия к удару. Когда мы сжали кулак, захватив противника за руку или одежду, то перед ударом мы должны сначала разжать его. Это потеря времени. Проводя пол жизни в столбах мы не можем позволить себе такой роскоши, как потерять мгновенья хватая ближнего за что подвернётся. Мы должны быть мобильны. Рассмотрим собственно ролик.
0.45 - понятно, что потянув противника за бьющую руку можно вывести его из себя. Осталось за малым, поймать эту летящую со скоростью пули руку (как любят у нас говорить в Кёкушине когда запрещают в спорте применять удары в голову).
1.10 - Ну слишком уж простой уход для контроля центра тяжести. Слишком схематично, но принцип обозначен. И опять же захват руки после ухода - непозволительная роскошь.
1.25 - Более характерное для Тайкикен защитное движение. На предыдущих роликах нашего цикла мы видели характерную позицию в упражнении Хаи.
1.35 - Это уже более реально и практично. Главное психологически быть готовым идти вперёд на удар. Да и удар должен быть достаточно откровенным. Хорошая структура позиции Роямы (практически боевой столб) естественно сомнёт противника вместе с его Маваши. Можно всё это сделать ещё более компактно, учитывая возможность более быстрого удара и его вариативность.
Вернёмся к классике - Ицюань. Ознакомление со своим центром тяжести начинается в Чжан Чжуан. Смысл в том, что у нас минимум отвлекающих факторов (мы просто стоим и на нас никто не нападает). В этом случае мы можем спокойно и углублённо осознать то, как мы ощущаем своё равновесие, как мы взаимодействуют стопы с поверхностью, как мы можем смещать центр тяжести, что при этом происходит и где границы такого смещения. На более продвинутом уровне практики столбов мы подвергаем нашу позицию проверке через внешние воздействия как с помощью партнёра, так и с помощью нашего воображения.
Похожие задачи взаимодействия со своим равновесием изучаются и в следующем методе - Шили. Опять же, мы используем внешне очень простые движения и ограниченное количестве их. При том, что количество повторений велико. Это даёт шанс углубиться.
А в Моцабу мы учимся сохранять баланс в движении. Так же как и в Шили мы берём ограниченное число видов перемещений (на первых порах это один вид) и очень медленно слушаем изменения, происходящие при нашем движении. Черепахи нервно курят в стороне. Конечно, мы потом приходим к молниеносным движениям, годным и к ловле блох, и к другим жизненным ситуациям. Но всё поэтапно.
И наконец, мы подходим к методу Туйшоу. Здесь мы учимся не только ощущать свой центр тяжести и восстанавливать равновесие после внешних воздействий, но и выводить из баланса партнёра. Также методика от простого к сложному: одной рукой, двумя руками, в движении, на скорости и.т.д.
В подводящих упражнения к Саньшоу мы учимся активно разрушать защиту противника через вход на среднюю (ближнюю) дистанцию и касания любой части его тела. Тот же принцип лежит и при перехвате ударов нашего оппонента.
Таким образом, можно сказать что захват центра тяжести противника является одним из ключевых принципов в Ицюань, а работа над качеством равновесия происходит во всех основных методах и на всём этапе обучения.