Skip to Content

Продолжение интервью с Яо Ченжуном октябрь 2009

Ничего секретного в моих техниках нет. Думаю вам лучше всего сосредоточиться на базовых техниках. Если вы хотите одновременно больше узнать - без проблем. Я могу много что показать. Но когда вы много узнали, выберите что-то одно и на этом сосредоточьте все свои силы. Тогда вы достигнете высокого уровня.
Вопрос: в чем состоит основа Ицюань?
Что такое сознание, мысль? Это абстрактные, невидимые понятия, которые нельзя пощупать. Тем не менее, мы их используем. Мы подключаем сознание, соединяем его с силой. Только тогда мы добиваемся каких-то результатов. Но одновременно с этим эти понятия должны быть сбалансированы. Нужно найти середину между осознанностью и неосознанностью.
Еще очень важно постичь что-то одно самое главное. Если ты это самое главное схватил, то все остальное для тебя становится легким и понятным. А если бросаться на мелочи и пытаться их уразумевать без единого, чего-то самого главного, то не будет толку.
Например, когда вы выполняете какое-то движение. Со стороны внешне оно может выглядеть правильным. Но внутри этого движения скрыто много невидимого содержания. Там есть и направление и вверх, и назад, и наружу. С какой силой, наполнением вы движетесь, есть ли изменения по ходу движения? Если вы двигаетесь в одном направлении, но в любой точке можете изменить его. Многие люди не понимают этого внутреннего содержания даже в простейших движениях.
Вот еще пример, поединок. Один боец применяет очень большую силу, но если сила не контролируется, он легко может провалиться. Другой боец может все осознавать и контролировать, но нет сила, чтобы достичь результата. Потом, скорость. Чем быстрее, тем лучше? Необязательно. Важнее своевременность. Важен момент неопределенности, неожиданности. Когда не понятно, какой потенциал таится у вас. Этот момент можно определить как - "находиться на грани противоречий". В любой момент может быть все что угодно и все находится под твоим контролем. Это касается не только поединка, но и обычной жизни. Например, во время поединка не так важно у кого движения более красивые или правильные, кто быстрее, сильнее. Это вообще не важно. Важно одно - результат. Кто поразил противника, то делал правильно. За счет чего был достигнут результат - второстепенно.
Ван Сянчжай в свое время говорил по поводу того кто действует правильно, кто неправильно: "Нет такого, что кто-то делал правильно, а кто-то неправильно. Ты устоял или не устоял. Пусть ты все правильно делаешь, но проиграл, то толку от твоей правильности. Или, например, ты слабый, но если противник еще слабее тебя, то, что в этой слабости плохого? Нет ничего абсолютного, все зависит от данной конкретной ситуации". Вот это принцип Ван Сянчжая.
Берите любой вопрос и смотрите на него с разных сторон, а затем уже извлекайте из него смысл.
Вот, например, возьмем современный Тайцзицюань. Теория у них - замечательная. Когда они занимаются Туйшоу, то все вроде замечательно: сила мягкая. Акцент делается на силе скольжения, контроле над противником, проникновении, размыкании. Но очень редко они делают Фали - выброс взрывной силы. Такого бойца Тайцзицюань, который полностью бы контролировал противника не найти. В Тайцзицюань часто повторяют, что в стали есть мягкость. А в мягкости есть сталь. Но я так и не обнаружил у современных мастеров этой школы никакой стали. Только начнешь с ними силу проявлять, они говорят: "Это неправильно. Ты слишком напрягаешься, расслабься. Ты человека бьешь. Нельзя бить". Мы им говорим: "Ну ладно, у нас неправильно. Но вы, то свою сталь покажите". И они никак не могут ее показать. Все говорят, что у других все неправильно, а сами показать ничего не могут.
В Тайцзицюань были великие мастера. Это было в конце династии Цин и примерно до 30-х годов 20-го века. У них это было профессиональным занятием, это был их рис (хлеб), они этим жили. А почему Тайцзицюань постепенно пришел в упадок? Ван Сянчжай основал свой стиль в 20-х годах 20-го века. Зачем вообще понадобилось его создавать? В конце 19-го века в Китае распространилась такая мода - аристократии и придворным заниматься Ушу. Хотеть то они хотели, но жестко тренироваться они не желали. И тогда очень многие мастера Ушу, чтобы заработать деньги пошли на компромисс. Вот тогда боевое Ушу начало превращаться в некое подобие танца или балета, теряя свою боевую эффективность. Все стили, имеющие формальные комплексы, попадают под это определение. Комплексы - это своего рода представления. Они очень полезны для здоровья, развития координации, эстетики, пластики. Настоящий поединок развивается непредсказуемо. Там все диктуется настоящим моментом, что необходимо в этот момент, то и делается. А в комплексах все наоборот. Что диктуется комплексом, то ты и делаешь в этот момент. Когда на нас неожиданно нападают, то нет времени на ритуальные движения. И получалось так, что люди десятками лет занимались комплексами, а ни разу не было реального поединка. А после революции Ушу в Китае было под большим контролем и надзором. Тогда поощрялось, чтобы Ушу занимались исключительно ради здоровья. В то время если занимались Туйшоу или проводили поединки, то приходили определенные люди и говорили" "Это вы чем занимаетесь и зачем? Почему вы не занимаетесь чем-то хорошим? Драться хотите? Драться нехорошо". Поэтому, вплоть до наших дней, когда возникают какие-то торжества, церемонии открытия-закрытия, праздники, то там Тайцзицюань десятками тысяч стоят и танцуют. Так этот Тайцзицюань превратился уже в художественную гимнастику, какое между ними отличие?
Еще один пример. В Китае сейчас распространились поединки в боксерских перчатках. И это преподносится, в том числе и за границей как китайское Ушу. Дело в том, что когда в 80-х годах 20-го века начались реформы и одновременно начали восстанавливать статус Ушу. Но, что же они начали восстанавливать и что начали поощрять - Саньда. А что такое Саньда? Это сочетание боксерской техники, ударов ногами и бросковой техники. Туда были инвестированы большие деньги, люди ездили заграницу, изучали то, как там проводят соревнования. Взяли у них какую-то технику и включили в Саньда. А на западе все это преподносится как китайское искусство реального поединка. Все это было сделано властями, это была официальная компания. А настоящее боевое искусство, которое идет из народа Китая, оно сейчас никак совершенно не представлено.
Вопрос: какое место у Ицюань в китайском Ушу, и какие перспективы по его развитию?
Распространена такая точка зрения, что в Ицюань специально учат реально бить и калечить людей. И хотя наш стиль официально признан властями Китая, как один из видов Ушу, из-за точки зрения, что у нас учат, чуть ли не убивать, отношение к Ицюань настороженное. Кроме того в 60-е года некоторые люди близкие к политике обвинили школу в шпионаже. Другие называли хулиганской школой Ушу. Почему все это произошло? Потому, что у Ван Сянчжая в свое время были очень хорошие отношения и с Го Минь Даном (аналог наших белогвардейцев), и с японцами, и с некоторыми старорежимными генералами, потом все это припомнили. Дело в том, что Ицюань был принят на вооружение в полиции и вооруженных силах Го Минь Дана.
С другой стороны об Ицюань идет слух, что это эффективная боевая школа, да и для здоровья очень полезна. Многие оздоровительные упражнения в стиле удобно выполнять. Можно и стоя, и сидя, и лежа. Не нужно никуда выходить для бега, не нужны тренажеры и специальный инвентарь. А потенциал оздоровительный очень велик. Современная молодежь хочет изучать реальные стили. И вот так получилось, что с 40-х годов, а затем в 50-60-х годах Ицюань был на слуху, как "крутая" школа. Многие хотели попробовать. Так постепенно стиль стал очень известен и особенно на севере Китая. Сложилось такое мнение, что если ты хочешь заниматься чем-то настоящим, практическим, реальным, то тебе надо заниматься Ицюань.

Комментарии

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".
RM аватар

 Очень интересный очерк!

 Очень интересный очерк! Подробно и доступно о сути и разнице в принципах ныне существующих в ушу. Спасибо Анатолий! Беседу вели с помощью переводчика?

Анатолий Криводедов аватар

Спасибо.! Да, переводчик

Спасибо.! Да, переводчик конечно славно поработал. Он и сам теперь твердо решил ходить на тренировки к Яо Ченжуну. Так что переводы у нас профессиональные. Пока не успел выложить остальную часть. А тут еще интереснейшее интервью с мастером получилось.